Античное искусство Романское искусство Барокко Классицизм,  Классицистический стиль Готика, готический стиль

 Готика, готический стиль(франц. qothique, от итал. gotico, лат. Gothi — готы — общее название племен, вторгавшихся с севера в пределы Римской империи в IIIV вв. и см. стиль) — исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIIIXV вв. Он возник на основе народных традиций готов, достижений романского искусства, главным образом архитектуры, и христианского  мировоззрения. Готика характеризует

третий, заключительный этап развития  средневекового искусства Западной

Европы. Христианская культура Запада  вступила в период интенсивного

развития позднее, чем уже закосневшая к тому времени культура Византии (см.

Византии искусство), но вперед продвигалась  удивительно быстро. Это

объяснялось разнообразием природных условий и народов,  заселивших в VVII

вв. бывшую Западную римскую империю. Греки презрительно  называли их

варварами, что буквально означает «непонятно болтающие»,

  подчеркивая грубо звучащий для греческого слуха язык. Позднее римляне

дали им общее название «готы».

 Термин «готика» появился в эпоху Итальянского  Возрождения как

насмешливое прозвание «варварской», не имеющей художественной  ценности,

уходящей эпоха средневековья. Именно в этом смысле упоминает  готику Дж.

Вазари. Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX  в. не была

реабилитирована романтиками. «Готическим» первоначально именовали  вообще

все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся  ярким

своеобразием художественного стиля. Готика — подлинный «венец

средневековья», это яркие краски, позолота, взлетающие в небо колючие иглы

башен, симфония света, камня и стекла...

 Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался  на севере

современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории

современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные,

что уже  в начале XII в. мастера аббатства СенДени близ Парижа под

руководством аббата Сюжера начали разработку новой конст i рукции типично

готической  стрельчатой арки. Еще одна версия говорит о заимствовании

подобной формы из архитектуры арабского Востока (см. арабское искусство). В

своем исследовании  «Готическая архитектура и схоластика» Э. Панофский

утверждал, что «новый стиль строительства» (opus Francigenum) — хотя и

сотворенный, по словам Сюжера, «многими мастерами разных народов» и вскоре

действительно развившийся в истинно международное явление — распространялся

из «района, который умещался в радиусе менее чем в сто миль с центром в

Париже» 2. факт рождения готического  стиля многие специалисты считают

кульминацией романского искусства и, вместе с тем, его отрицанием. Долгое

время элементы того и другого стиля сосуществовали, сочетались, а сама

переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный «возрожденческий»  характер

(см. Возрождение). О кризисе романского стиля как причине появления

готического своеобразно писал ар

 Франкское творение (лат).

Классическая стадия  развития искусства готического стиля, так называемая «Высокая  готика», приходится на годы правления Людовика IX Святого (12261270), поздняя — Карла V и Карла VII Валуа. В XIVXV вв. Готический стиль проник в Северную Италию.  Готика явилась результатом длительной, многовековой эволюции средневекового искусства,  его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем

Формы  архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, устремления ввысь, к небу. Готические строители соревновались — кто выше поднимет своды собора. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных камней и со временем были настолько  усовершенствованы, что становились упругими и легкими, в корне меняя представления  о тяжести каменной конструкции.

Процесс дематериализации готической архитектуры приводил к тому, что из тектонической  и замкнутой она превращалась в пластическую и пространственную композицию. Готический  собор — в большей степени организация пространства, как внутреннего, так и наружного,  чем формы.

 Готика заимствовала с Востока, но не от арабов, а из Византии, идею цветосветовой организации  пространства собора, претворив ее совершенно иначе, не средствами мозаики, а сиянием цветных стекол витражей и динамикой нервюр. Новая конструкция окончательно освободила стену от нагрузки, витраж заменил традиционную роспись и мозаику, и вся стена  превратилась в одно большое окно.

 Готические соборы с их скульптурой, рельефами и ажурными орнаментами (дяошь раскрашивались, снаружи и изнутри. Эта окраска почти не дошла до нашего времени. Можно представить,  какое впечатление производили раскрашенные статуи в полумраке собора

Расцвет Готики — это и расцвет статуарной скульптуры. Статуи соборов Реймса и Наумбурга  с очевидностью доказывают это. «Повышается самостоятельная ценность фигуры... у ангелов высокой Готики... женственная тонкость головы доходит до изящества,  до изысканности, грациозная улыбка играет на тонко очерченных губах, волосы схвачены  повязкой, и красивые локоны образуют прическу, ближайшее подобие которой мы можем найти у женщин Аттики времен Фидия».

Архитектура была главным формообразующим фактором готического стиля. Мебель, предметы  церковной утвари из позолоченного серебра, дерева и слоновой кости повторяли в миниатюре композицию архитектурных сооружений и их декоративных деталей. Таковы,  в частности, архитектонические дарохранительницы, реликварии, небольшие переносные алтари складни.

 Последнюю кризисную стадию развития стиля  «интернациональной готики» Северной Италии XV столетия часто называют «готическим маньеризмом». В ней особенно сильно проявились экспрессивная надломленность формы,  острая, доходящая до гротеска, графичность, обилие сложных аллегорий, символики, странных, болезненных преувеличений, трансформаций, мельчайшая выписанность натуралистически  трактованных деталей, сверкающих подобно драгоценным камням в живописной оправе.

Признаки готического стиля Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера. В 12—14 вв. были созданы кадры архитекторовпрофессионалов, подготовка которых стояла на очень высоком по тому времени теоретическом и практическом уровне. Таковы, например, Виллар де Онненкур (автор сохранившихся записок, уснащенных обильными схемами и рисунками), строитель ряда чешских соборов Петр Парлерж и многие другие.


Термин «барокко» имеет в истории искусства множество значений