Интерьеры готических соборов Искусство  Итальянского Возрождения Модерн, «стиль модерн» Импрессионизм

 Искусство Итальянского Возрождения крайне неоднородно. В своем развитии оно прошло ряд очень разных, почти взаимоисключающих этапов. Период XIII в., так называемое дученто (итал. duecento — двести, двухсотые годы), является предренессансным, иногда его называют проторенессансом (от греч. protos — первый,  изначальный). Еще в XIIXIII вв. в архитектуре Тосканы, в г. Флоренции появляется новый архитектурный стиль, непохожий на готику. В 1260е гг. работавший в г. Пизе скульптор Никколо Пизано опирался на позднеантичные и раннехристианские образцы. Наивысшего подъема искусство

проторенессанса достигло в творчестве Джотто  ди Бондоне. Его фрески в

капелле дель Арена в Падуе (ок. 1306г.)

  жгельствуют о непосредственном обраВйй: художника к жизни, к природе,

дуя любые стили, как Готику, так и ассицизм. Однако уже в XIV столетии

1ченто — от итал. trecento — триста, ясотые годы) наблюдается как бы об

даое движение к готическому стилю (см. гсрнациональная готика). Особенно

сильэта тенденция проявляется в работах вописцев г. Сьены (см. сьенская

школа). ЦВенеции  в это же время складывается Цершенно особый стиль,

соединяющий йдиции Готики  и византийского искуссты Иногда этот период

именуют «тречен(втским академизмом», так как в общих |<пах культурного

развития наблюдается стой и даже спад. В начале XV в. (пери. акватроченто

— от итал. quattrocento — ыреста, четырехсотые  годы) снова в оскане, во

Флоренции наблюдается ин|нсивное развитие скульптуры,  архитекэд>ы и

живописи в лице Донателло, Брукздлески, Мазаччьо, вдохновлявшихся  ан

вчными образцами. Главной тенденцией эдожественного мышления этого периода

)ИЛ натурализм. В скульптуре кватроченЕ|сты стремились к наиболее реальной

Цредаче человеческого тела, а свои живоясные произведения превращали в

подобный, с множеством мелких натуралидических деталей, пересказ сюжета.

Осо удовольствие доставляли иллюзорно иеанные детали, создававшие «новое

угво реальности».

Итальянское кватроо — это  мечты, сны наяву, какаято Цетская радость узнавания, восхищение Только что открываемыми  возможностями Искусства. В представлении кватрочентистов самым невероятным образом смешизвались сюжеты Библии, рыцарских легенд, античных мифов и непосредственные впечатления реальной жизни.

 Различие художественной концепции искусства кватроченто и чинквеченто заключается в смене натурализма идеализмом духовного величия христианских образов. Лучшим доказательством тому служит «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Однако на этом развитие не остановилось. Главной темой чинквеченто вскоре становится разнообразие движений, мотивированных не сюжетно, а формально, пластически, как в знаменитых фигурах сикстинского плафона  Микеланжело

«Высокое Возрождение» оборвалось внезапно. В 1520г. умер Рафаэль. Леонардо уже год как не было в  живых. Многим, наверное, казалось тогда, что вотвот явится еще один Рафаэль или  Леонардо. Но этого не произошло, что само по себе необычайно: настолько был развит стиль и крепка школа

Это позволяло говорить некоторым исследователям о том, что Итальянское Возрождение — «несостоявшаяся эпоха». Ведь большая часть ее самых выдающихся произведений осталась лишь в проекте. "«Тайная вечеря» Леонардо не была закончена и начала  разрушаться на глазах у Автора. Его же конная статуя Ф. Сфорца ее была отлита  из бронзы, а модель погибла.

 Характерное для всей ренессансной культуры стремление распространить идею Божественной  гармонии и благодати на весь материальный мир претворилось в деятельности северян  более остро и своеобразно, чем в Италии. Движимые страстным религиозным чувством, порой на грани фанатизма, они обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа.

Вторая особенность Северного Возрождения — экспрессивность. Немецкие художники никогда не изображали неподвижные фигуры одну подле другой, как это делали мастера итальянского  кватроченто. Красота обнаженного тела и иллюзорная глубина изобразительного пространства  мало их волновали.

 Другое известное определение стиля Северного Возрождения — «магической реализм». Искусство Севера, действительно, самым невероятным образом, не только метафизично, но и удивительно конкретно. Так, взамен  некоего подобия покрывал, которыми Рафаэль окутывал свои идеальные фигуры, одеяний,  которые никто никогда не носил, северяне изображали обычную одежду своего времени, причем с точнейшим образом выписанными деталями. 

В искусстве Северного Возрождения большую роль играли возникшая на границе Фландрии и Франции франкофламандская школа живописи XIV—XV вв. и парижская школа книжной миниатюры, мастера которой  работали для герцогов Бургундского и Беррийского. На искусство Германии сильное влияние оказывало наиболее «готизирующее» из всех нидерландских живописцев искусство  Р. фан дер Вейдена.

Маньеризм  всегда свидетельствует о вырождении одного и скором пришествии нового стиля. Наиболее ярко эта его роль проявилась в Италии, где маньеристические тенденции предвещали рождение Барокко. У. Вёлырлин писал о том, что не случайно Маньеризм получил такое мощное развитие в Италии, где «культ пластики обнаженного тела был  особенно развит... 

В архитектуре Италии второй половины XVI в. Маньеризм проявился в произвольном смешении  и алогичном использовании элементов различных ордеров, романских и готических  архаизмов. Разрушение строгой, логичной связи элементов ордера, присущей классической  системе, можно было бы назвать эклектичным и нехудожественным, если бы не новые,  пусть и алогичные, композиционные принципы, которые заключались, прежде всего,  в смене тектонического формообразования пластическим.

Маньеризм проявился и в итальянской скульптуре, главным представителем которой в конце XVI в. был Б. Челлини Его произведения при всей их кажущейся классичности отличаются дробностью формы, одинаковым вниманием ко все деталям без учета их отношения к целому, чего не было у его великих предшественников Донателло, Микеланжело.

 


Импрессионизм течение французской живописи