Интерьеры готических соборов Искусство  Итальянского Возрождения Модерн, «стиль модерн» Импрессионизм

 Модерн, «стиль модерн» (франц. moderne от лат. modemus — новый, современный) — период развития европейского искусства на рубеже XIXXX вв., главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество  Историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия — отсюда название. Поэтому термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный»  или «современное искусство», а также термина «модернизм», обозначающего все наиболее  авангардистские, экспериментальные и формалистические течения в искусстве XX в.

Хронологические рамки искусства Модерна очень узки, всего каких нибудь

тридцать лет:

  приблизительно 18861914 гг. Однако Модерн — это не один какойлибо

стиль, а множество различных стилей и течений, составляющих период, может

быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Рубеж XIXXX вв. имел

«значение  этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской

культуры, начавшийся еще в античности. Несомненно то, что предпринятая на

рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза

художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, клас

дщизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена

явлениями упадка, кризиса  сложившейся к этому времени системы научных,

эстетических и угических ценностей. Однако несомненно и Друтое — именно это

искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой

художественной культуре XX столетия» . Период Модерна можно сравнить и с

эпохой XVIIXVIII вв., конечно  не по объему созданных ценностей, а по

логике развития художественных идей. Так же, как и тогда — Классицизм,

Барокко, Рококо и снова Неоклассицизм, искусство конца XIX в. обобщало опыт

всего предыдущего художественного развития,

 ..:. И если. в следующие непосредственно за «гранью веков» годы  этот

период казался только декадентским, странным, болезненным и упадочным,  то

уже через, несколько десятилетий, в середине XX в., стало понятно, что

именно тогда происходили важные процессы накопления и осмысления новых

художественных  идей, поиска форм, сближения различных видов и жанров

искусства. Художники Модерна своей дерзостью ломали все привычные границы.

Их художественное мышление характеризовалось удивительно быстрым ростом.

Поэтому, как заметила А. Русакова, немецкое выражение «Jahrhundertwende» —

«поворот столетий» точнее определяет содержание этого переходного периода,

чем традиционное французское «fin de siecle» — «конец века»2. Тенденция к

синтезу художественных достижений предшествующих веков

 .объясняет также, почему для искусства МоДерна не существовало какого

либо одного исторического источника, как  это случилось, к примеру, с

Классицизмом. Неоготикой, или неорусским стилем.

Модерн стремился впитать в себя все. Но у искусства Модерна были свои предтечи. В их числе часто называют У. Морриса, Дж. Рёскина, прерафаэлитов, английских графиков У. Крэйна и У. Блейка. На искусство  Модерна возлагались большие надежды. После столь длительного периода эклектики и бесстилья настойчиво искали его историко культурное обоснование.

Главной особенностью искусства Модерна является то, что новое в нем формировалось  прежде всего в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства, но  не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками. Точно так же в XVIII в. в эпоху Рококо, творцами нового стиля были живописцы и рисовальщики,  подчинившие придуманному ими мотиву рокайля всю архитектуру, скульптуру, мебель.

 С 1881 г в Брюсселе О Маусом издавался журнал «Современное искусство» («L Art Moderne») На его страницах  впервые появился термин «новое искусство» («L Art Nouveau») В 1894 г этот термин  сделал программным в своем творчестве бельгийский живописец, а затем архитектор А Ван де Велде

В Австрии Модерн называли «сеиессион» (от лат secessio — отделение уход) так как движение за  новое искусство на чалось с демонстративного выхода группы молодых художников  из состава выставоч ной организации «Glaspalast» («Хрустальный дворец») в знак  протеста против рутины академизма 

Стремление  русских художников к организации целостной «художественно романтической» среды  проявилось в необычайно ярком явлении культуры «fin de siecle» — знаменитых «дягилевских сезонах» в Париже. Балетные постановки С. Дягилева с их соединением театра, музыки, искусства костюма и декорации называли «утонченной стилизацией модерна». Национальные  мотивы, стремление к созданию неорусского стиля проявились в деятельности абрамцевского  кружка и мастерских Талашкино.

В искусстве Модерна декорация начала отделяться от конструкции и становиться самоцелью.  Отсюда безудержная прихотливость орнамента, нарушающего всякую тектонику вещи,  на первых стадиях развития искусства Модерна и общая атектоничность композиции — на втором. В более глубоком смысле следование «новому стилю» означало стремление  к созданию «нового стиля жизни» — художественного «синтеза окружающей человека среды, пространства и времени, в котором он живет, »

Особое место занимал в искусстве Модерна символизм. В качестве самостоятельного художественного  течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начала XX в. В России этот период получил название «серебряного века»,  во Франции символизм быстро переродился в сюрреализм. Изобразительное искусство по своей природе менее подходит для выражения символистских образов, туманных  и неясных, поэтому живописцы и графики, считавшие себя символистами, как, например,  И. фон Штук, часто впадали в салонный и ЗДащавый натурализм с примесью пошловатых аллегорий, с двусмысленной, примитивной эротикой

Модерн иногда отталкивает натуралистичностью деталей, но в целом это искусство глубоко  интеллектуально, поскольку его художники творчески переосмысливают всю историю европейского искусства. Это особенно хорошо видно на примерах рядовой застройки жилых домов петербургского модерна. Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью композиции,  полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, сильный вынос кровли на  кронштейнах, ассоциирующийся с итальянской архитектурой, мелкая расстекловка окон,  часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками — парафраз  северного, «петровского барокко», такого родного для Петербурга.

 


Импрессионизм течение французской живописи