Интерьеры готических соборов Искусство  Итальянского Возрождения Модерн, «стиль модерн» Импрессионизм

Модерн стремился впитать в себя все. Но у искусства Модерна были свои предтечи. В их числе часто называют У. Морриса, Дж. Рёскина, прерафаэлитов,  английских графиков У. Крэйна и У. Блейка. На искусство Модерна возлагались большие  надежды. После столь длительного периода эклектики и бесстилья настойчиво искали его историко культурное обоснование. В этом уже было

противоречие:

  с одной стороны — стремление к новаторству, а с другой — оглядка

назад, ретроспективизм. Многие тогда видели в «стиле модерн» некий «венец

художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный

стиль. Волнистые линии орнаментики Ар Нуво сравнивали с критомикенским

искусством, «модерн» находили у этрусков, в итальянском Маньеризме конца

XVI в., в стиле интернациональной  или «пламенеющей готики». Модерн

сравнивали с Рококо, не замечая при этом  того художественного разлада,

которого не было ни в искусстве древности, ни даже в Маньеризме или Рококо

в период их «классического» развития.

  Вот почему, термин «модерн» правильнее употреблять по отношению к

определенному историческому периоду, а не к стилю, аналогично понятиям

«античность»,  «средневековье», «ренессанс». В связи с этим обиходное

выражение «стиль модерн» необходимо брать в кавычки. Не случайно еще в

начале века модерн называли не художественным стилем, а «стилем жизни», так

как новые веяния пронизывали собой все стороны существования человека. Г.

Стернин выдвинул идею, что «модерн как научный термин... уместнее ставить в

ряд не с чисто стилевыми категориями, а таким историкокультурным понятием,

как бидермайер... можно сказать, что бидермайер и модерн — это начало и

конец целой исторической фазы романтизма» 3. И действительно, Романтизм был

главным содержанием «эпохи модерна», так же как он характеризовал период

Бидермайера начала  XIX столетия. Модерн — это сказочность, миф, мир

иллюзий, быть может, чемто похожий на эпоху Готики. Ведь Неоготика была

одним из важных стилевых течений  искусства Модерна. Идеалы Модерна не

смогли реализоваться в сложную переходную эпоху конца XIX — начала XX вв.

Они только отразились поразному в его многообразных течениях. Эти течения

были не только разными, но, подчас, взаимоисключающими,  противоречивыми и,

тем не менее, переплетающимися между собой: орнаментальное  и

конструктивное, «флоре

 Стернии Г. О модерне — «Музей», 1989, № 10, с. 7.

 альное» и геометрическое, новаторское и ретроспективное,

неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное...

 Среди основных течений искусства Модерна обычно выделяют:

 — флореальное, или «Ар Нуво»;

  — неоромантическое (национальноромантическое);

 — рациональное, или геометрическое;

  — «неопластицизм», или «органическую архитектуру»;

 — неоклассицизм.

  Все эти течения объединяло общее мировоззрение «fin de siecle»,

отличающееся, с одной стороны растерянностью, духовной усталостью, кризисом

идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой — настойчивыми поисками

нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ

между элитарным  и массовым искусством. Это приводило к двояким

последствиям. Распространению  мещанских вкусов, неимоверной пошлости,

проникающей даже в творчество выдающихся  художников, и утонченного

символизма, мистики, изысканности изобразительных  средств, ставших

доступными потребителям искусства. Все это удивительным образом соединилось

в Модерне и в целом выражалось в стремлении ко всему необычному, странному,

фантастическому, иногда болезненному и отталкивающему.  Нечто подобное,

только в иных художественных формах, наблюдалось и в Маньеризме  конца XVI

в.— также в переходную эпоху. Модерн называли «последней фазой  искусства

прошлого века... вздохом умирающего столетия» . Но бесспор. но также и то,

что модерн ознаменовал собой начало нового искусства. Поэтох»  «художникам

приходилось расплачиваться за модерн, и преодолевать его, и  одновре. менно

благодарить за то, что какието пути вперед были намечены»


Импрессионизм течение французской живописи