Интерьеры готических соборов Искусство  Итальянского Возрождения Модерн, «стиль модерн» Импрессионизм

Главной особенностью искусства Модерна является то, что новое  в нем формировалось прежде всего в области архитектуры, декоративного и прикладного  искусства, но не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками. Точно так же в XVIII в. в эпоху Рококо, творцами нового стиля были живописцы и  рисовальщики, подчинившие придуманному ими мотиву рокайля всю архитектуру, скульптуру, мебель. Через полтора столетия

новый, но чемто похо 1 жий на все тот же завиток мотив изогну

 Т у р ч и н В . Социальные и эстетические противоречия  стиля

Модерн — Вестник Московского. унта, 1977, № 6, с. 70.

 Сарабьянов  Д. Стиль Модерн. М.:

 Искусство, 1989, с. 270.

 той линии стал определяющим  формальным элементом во всех видах

искусства.

 Первый шаг в этом направлении был сделан английскими графиками и

архитекторами (см. «Гильдия века»; Макмардо Артур; Крэйн Уолтер; Имейдж

Селвин), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками.

Их объединяло общее неприятие  отживших академических норм и попыток

реанимировать их за счет возрождения старых стилей. Им также представлялся

тупиковым путь прерафаэлитов, усилия  Дж. Рёскина и У. Морриса по

возрождению традиций средневекового ручного ремесла. Они обратились

 не к прошлому искусства и не к будущему, которого еще не видели, а к

природе. Отсюда первое, натуралистическое, «флореальное»  , течение

искусства Модерна. В нем копировались природные формы, прежде  всего

растительные, с подчеркиванием их динамики, движения, роста — линии

вьющихся, волнистых растений: лилий, камыша, цикламенов, ирисов.

 В архитектуре изогнутую линию впервые применил бельгиец В. Орта в

интерьерах особняка Тассель (1893). В 1895г. ученыйнатуралист и художник

X. Обрист выполнил гобелен с изображением  петлеобразно изогнутого стебля

цветка цикламена. Журналисты окрестили эту характерно изогнутую линию «удар

бича». С этих пор она стала главным признаком «нового стиля».

 Большое значение имело также давнее знакомство бельгийцев и французов

с восточным, в особенности японским искусством Изысканная пластика линий и

декоративность цветовых пятен японских гравюр оказала в свое время

воздействие  на прерафаэлитов, затем Э Мане и импрессионистов

постимпрессионистов, понтавенцев  и «набидов» А после выхода в свет

монографии Э Гонкура о К Утамаро (1891)  «японизмы» стали всеобщей модой

Любимые мотивы художников Модерна — морская  волна, лебединая шея, томные

женские фигуры с распущенными волнистыми волосами,  извивами рук, в

развивающихся складках одежд


Импрессионизм течение французской живописи