Интерьеры готических соборов Искусство  Итальянского Возрождения Модерн, «стиль модерн» Импрессионизм

 Особое место занимал в искусстве Модерна символизм. В качестве самостоятельного художественного течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начала XX в. В России этот период получил  название «серебряного века», во Франции символизм быстро переродился в сюрреализм. Изобразительное искусство по своей природе менее подходит для выражения символистских  образов, туманных и неясных, поэтому живописцы и графики, считавшие себя символистами, как, например, И. фон Штук, часто впадали в салонный и ЗДащавый натурализм с примесью пошловатых аллегорий, с двусмысленной, примитивной эротикой. Однако в

архитектуре ДЧмволизм дал неожиданные плоды. Наи

 Елее фантастические формы .символизм  одерна приобрел в Испании, в

творчестве гениального архитекторасимволиста ж

 А. Гаудй. Его невероятные, с точки зрения здравого смысла,

произведения — нечто среднее между реминисценциями средневековья и плодом

сюрреалистического  воображения, свойственного национальномукатолическому

мистицизму Испании. Стиль Гауди назвали «каталонским модернизмом».

 В искусстве Модерна с большой  силой проявился сентиментализм и

пессимизм, недаром в России «стиль модерн»  грустно именовали «вообще

последним стилем». Трагическое противоречие,  «безысходность» Модерна

состояла в том, что искусство этого периода разрывалось  между идеальными

устремлениями стилизации жизни, художественного синтеза, символизмом форм и

рационализмом, прагматизмом технического века. Отсюда  все несуразности,

противоречия, надломленность и даже порочность многих  произведений

художников Модерна.

 В последние годы, накануне первой мировой войны, искусство Модерна,

главным образом архитектура, сменило свою пластичность, «органогенность» на

конструктивную ясность, простоту,  рациональность, аскетизм. Возникло

течение «модернклассицизм», или модернизированная классика, представленное

в Петербурге творчеством ф. Лчдваля, М. Лялевича,  А. фон Гогена, Н.

Захарова, М. Перетятковта. Это течение близко соприкасалось  с возникшим

сначала в Швеции и Финляндии, а затем в Петербурге, в рамках  национально

романтического движения, «северным модерном». Одновременно  появились еще

более радикальные течения неоклассицизма и конструктивизма,  окончательно

противопоставившие себя идеалам раннего Ар Нуво. В архитектуре  «чистыми

классиками» в это время слыли И. Фомин, А. Таманян, В. Щуко, А.  Щусев, И.

Жолтовский. В живописи и графике — В. Шухаев и А. Яковлев. Вместе  с тем,

правы те, кто считает, что Модерн нельзя «модернизировать», включая  в него

позднейшие течения, которые тогда еще только зарождались и выделились  из

искусства Модерна позднее.


Импрессионизм течение французской живописи