Интерьеры готических соборов Искусство  Итальянского Возрождения Модерн, «стиль модерн» Импрессионизм

Модерн иногда отталкивает натуралистичностью деталей, но в целом  это искусство глубоко интеллектуально, поскольку его художники творчески переосмысливают всю историю европейского искусства. Это особенно хорошо видно на примерах рядовой застройки жилых домов петербургского модерна. Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью  композиции, полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, сильный вынос кровли на кронштейнах, ассоциирующийся с итальянской архитектурой, мелкая расстекловка  окон, часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками — парафраз северного, «петровского барокко», такого родного для Петербурга. А  многочисленные

декоративные детали: рельефы и скульптурные маски на «замковых» камнях, «ре

нессансная» рустовка, декоративные решетки, светильники, обелиски,  башни,

шпили, как будто рассказывают о том историческом пути, который прошла  вся

европейская архитектура (см. контексту ализм).

 Искусство Модерна завершило в начале XX в. свой стилистический цикл

развития и, по мнению многих исследователей, вообще «классический» период

романтизма европейского искусства. Многие убеждены, что художники Модерна

так и не смогли решить поставленные ими же грандиозные задачи по созданию

нового «большого стиля» и потому Модерн так и остался переходным периодом.

Но ведь и художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Их

отказ от идей Модерна стал отказом вообще от идей художественности и привел

к модернизму: конструктивизму,  функционализму, абстрактивизму. В этих

течениях исчезло человеческое, художественнообразное  содержание искусства

и прервалась «связь времен». Об этом с горечью писал в 1917г. Н.Бердяев в

статье «Кризис искусства»: «То, что происходит с искусством  в нашу эпоху,

не может быть названо одним из кризисов в ряду других...  нарушаются грани,

отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще  от того, что не

есть уже искусство» ]. Вот почему, несколько парадоксально,  мы все же

называем искусство Модерна «последним большим художественным стилем».


Импрессионизм течение французской живописи